ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ

Помоги мне это сделать самому – все, что ребенок может делать самостоятельно, мы стараемся, чтобы он делал сам, помощь взрослого не должна превалировать, в результате у детей развиваются:

  • Самостоятельность, уверенность в собственных силах
  • Удовлетворение потребности во взрослении

 

Разновозрастность в группе – в одной группе присутствуют дети разного возраста

  • Младшие учатся у старших
  • Старшие приобретают лидерские черты
  • Формируются взаимопомощь, сотрудничество и терпеливость
  • Появляется ответственность и уверенность
  • Дети обучают друг друга, становясь активными участниками процесса

 

Отсутствие постоянных оценок взрослого – педагог не оценивает ребенка, а говорит о своем отношении через чувства и учит ребенка адекватно оценивать самостоятельно свою деятельность, в результате

  • Формирование независимости от чьей-либо оценки
  • Умение заниматься, потому что это интересно, а не за поощрение или боязни наказания
  • Умение объективно оценить себя

 

Не сравнивать ребенка с другими – оценивается уровень и качество достигнутого «я вчера» и «я сегодня», а не «я по сравнению с другими», в результате:

  • Формирование позитивного самооценки, благоприятного образа «Я»
  • Самодостаточность и уверенность

 

Свобода выбора – ребенок имеет право самостоятельно выбирать вид деятельности в группе, педагог побуждает интерес, но не принуждает, в результате:

  • Ребенок учится лучше понимать себя и свои желания, учится делать выбор
  • Свобода выбора формирует инициативность

 

Наличие обязательных правил – простые правила помогают решить важные задачи:  

  • «Материал или игрушки после работы или игры обязательно нужно поставить на место, откуда его взял ребенок» - малыш приучается к порядку и учится доводить дело до конца
  • «Работа с монтессори-материалом проходит на специальных ковриках или столиках» - ребенок учится организовывать свое рабочее место и рационально ипользовать пространство
  • «Если нужный монтессори материал занят, надо подождать, можно спросить разрешения присоединиться, но если ребенок не получил согласия – надо отойти, взять другой материал или наблюдать» - ребенок учится уважать личное пространство и права других детей