3

 

Как говорить с ребёнком (про детский сад и не только)

Многие родители сетуют на то, что ребенок не рассказывает про детский сад или односложно отвечает на вопросы. Как научить ребенка рассказывать о своем дне, как не ограничиваться ответами «хорошо» и  «нормально». Психолог нашего Детского Клуба «Яблочки» Татьяна Зарецкая подготовила для Вас конкретные рекомендации о том, как говорить с ребенком. Это поможет Вам разговорить малыша и выстроить диалог.

 

Как говорить с ребенком.

1. Вопросы должны быть конкретными. На вопрос: «Как дела?», все отвечают: «Нормально». Это просто культурная норма.

2. Проявите искренний интерес к делам ребенка, и он обязательно найдет отклик в душе ребенка и вернется ответным интересом к окружающим людям.

Какие вопросы задавать?

Помогите ребенку вспомнить, как проходил день. Обычно вы знаете расписание занятий ребенка, оно висит на стенде в детском саду «Яблочки».

Кто был сегодня в группе? А петь вы ходили? А физкультурой занимались? А с кем ты играл? А во что вы играли? Тебе понравилось? А что именно понравилось в игре?  А с кем тебе больше нравится играть? А во что бы ты хотел поиграть дома? А с кем тебе веселее всего? А почему? А что он такое делает, что тебе весело?

А может ребята рассказывали что-то интересное? Или воспитатель? Какая сказка была перед сном? Было бы здорово, если бы ребенок смог бы рассказать вам о сказке подробно. По вашим наводящим вопросам.

Для детей постарше это могут быть более сложные вопросы:

Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня за день?

Что худшее из того, что произошло с тобой за день?

Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся?

Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или, может быть, тебе сказали сегодня что-то странное?

Кому ты сегодня помог?

Может, кто-то тебе сегодня помог?

Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?

Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?

Было ли тебе сегодня очень скучно?

Расскажи мне о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.

Чего бы тебе хотелось делать меньше всего, из того что ты делал сегодня?

С кем ты чаще всего играешь, общаешься?

Что у тебя сегодня получилось лучше всего?

Что тебя сегодня больше всего огорчило?

Кто из твоих друзей, тебе нравится больше всего?

Кто из твоих друзей, самый смешной? Почему он такой смешной?

С кем бы ты из своих друзей поменялся бы местами? Почему?

Какие слова воспитателя,  тебя порадовали сегодня?

Какой фильм, телепередачу, мультфильм ты посмотрел сегодня? Что тебе больше понравилось и чем понравилось?».

Выбирайте то, что соответствует уровню развития вашего ребенка и интересно вам самим.

Сделайте привычным такое обсуждение даже тогда, когда малыш находится с вами в выходные.

Постепенно это войдет у ребенка в привычку. Это и общение, которого так не хватает, и возможность поделиться эмоциями, и формирование связной речи ребенка.

После того, как вы сходили с ребенком куда-то вместе, вы можете задать вопросы сами или попросить другого взрослого, который с вами не был, задать вопросы. А сами в это время будете помогать ребенку на них отвечать. Постепенно ребенок обязательно научится. Лучше не давайте однозначных ответов. А предлагайте выбор. Тебе больше понравилось это или то, или что-то еще?

И обязательно развивайте мышление.

Просто время от времени задавайте вопрос: почему? И помогайте найти на него ответы.

Саша сегодня плакал, - говорит ребенок. А почему? А как ты думаешь? Может компот пролил или еще что-то случилось.

Я замерз. А почему? Ветер сильный, одежда холодная и т. д.

Понравилось что-то. Весело было. А почему? А потому что получалось в игру играть. А вот почему получалось? А потому что я это умею. Или я догадливый. И вот уже получается разговор о себе. Например, в мячик играли. Весело? А что веселого в мячик играть?

А если не получается что-то. Не понравилась игра. А почему не получилось? А что надо уметь, чтобы получилось? Это очень удобное место, чтобы увидеть отсутствие у ребенка того или иного навыка. Ведь детям чаще всего не нравится то, что не получается. Например, лепить не нравится. Взрослый может сказать: «А я тоже хочу попробовать. А давай вместе полепим». Не всегда есть возможность расспросить воспитателей. Задавая вопросы, вы можете сами узнать много интересного о своем ребенке. Обнаружить несформированный навык, какое-то неумение. А вот если вас смутили объяснения ребенка, тогда уже стоит поговорить с педагогами и уточнить детали.

Время от времени рассказывайте что-то о себе, о том, как прошел ваш день.

Один из самых действенных способов обучения ребенка – это подражание. Сделайте обсуждение прошедшего дня обычной практикой!