3

 

Адаптация к детскому саду: как помочь себе и ребенку

Советы нашего психолога Татьяны Зарецкой.

Очень важно понимать, что адаптация к детскому саду складывается из двух составляющих: это адаптация ребенка и адаптация мамы, про которую мы часто забываем. Если вдуматься, все время до детского сада ребенок и мама находились практически в симбиозе: «Мы»: «мы поели», «у нас зубки режутся». Практически все мамы говорят таким образом о своих детях. И теперь, когда маму должна заменить чужая тетя воспитательница, осознанно, а чаще неосознанно в маме возникают самые разные чувства: ревность, грусть, пустота, потеря нужности и незаменимости и многие другие. Прислушайтесь к себе. Действительно ли вы готовы отпустить своего самого лучшего, чудесного, распрекрасного. И если честно понимаете: «Нет», начинать адаптацию необходимо с себя. Начните с простого. Представьте, что Вы ведете ребенка в детский сад. Какие чувства Вы испытываете? Что Вас больше всего беспокоит? Почему Вам кажется, что ребенку в детском саду будет плохо?

1.Ребенок будет плакать без мамы. Обязательно начните привыкать к временному отсутствию друг друга заранее, до первого посещения детского сада. Попробуйте оставить ребенка ненадолго с кем-то, кому Вы доверяете. Этот человек сможет подробно рассказать, как ведет  себя ребенок в Ваше отсутствие. Может ли он справиться с расставанием с мамой; занять себя сам игрой; попросить другого взрослого, если ему что-то необходимо. Если ответ: «нет», то это и есть те навыки, которым необходимо обучать ребенка, чтобы он успешно адаптировался. Зная, что он все это может, вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее.

Разлука между детьми и родителями — это нормальный и необходимый момент взросления.  Ранняя раз­лука крайне неприятна для детей, но (!) если ребенку помогают пережить ее, приучая к мысли о ней терпеливо, но твердо, для него это будет этап нового уровня развития и совер­шенствования. Не случайно одна из самых ранних игр, в которые на­чинают играть младенцы,— это прятки. Таким способом малыш пытается справиться со страхом разлуки. На мгно­вение мать исчезает за кроваткой, потом внезапно появ­ляется. Ребенок начинает понимать, что родители могут исчезать, но они всегда возвращаются. Понимание этого происходит медленно и редко обходится без борьбы. Все малыши неизбежно проходят в своем развитии через стадию, когда они плачут при уходе родителей. Очень важно что чувствуют при этом родители и как они себя при этом ведут. Чаще всего роди­тели в этот момент чувствуют себя вначале виноватыми, а затем начинают сердиться. Ни то, ни другое, не помогает ребенку правильно пережить расставание. Взрослым необходимо понять, что пере­живание разлуки — необходимо для развития, поэтому действовать надо последовательно и уверенно. Вы должны обязательно сказать ребенку, что Вы уходите (убегать, пока малыш отвлекся – недопустимо!). В первое время расставание должны быть очень недолгими (1-2 часа), обязательно возвращайтесь к ребенку с улыбкой и уверенностью, что все хорошо (в каждом малыше есть маленькая радарная установка, он очень чувствует Ваше настроение и Ваша тревога обязательно перейдет к ребенку).

Расставаться с тем, кого мы любим, всегда трудно и мучительно. Но есть и плюсы в том, чтобы ощу­тить разлуку. В детском саду прощание с домом приносит дополнительные преимущества: ты узнаешь, как здорово лепить из пластилина, понимаешь, что можно утешиться на коленях у воспитательницы, в детском саду ждут картинки, которые можно раскрасить, песни, которые можно спеть, и фантастические открытия, которые можно совер­шить.

Вечером мама и папа обязательно заберут тебя домой. Научиться про­щаться — это только одна из сторон ожидания замеча­тельного момента новой встречи с родными и близкими людьми.

 

2.Невнимательные воспитатели за чем-нибудь не уследят и с ребенком что-то случится. Во-первых, даже у Вас, самых внимательных родителей на свете, периодически что-то случается, даже если Вы стоите рядом и смотрите прямо на ребенка. Так и в детском саду дети могут падать, набивать шишки и синяки и тд.  Вы думаете, что нести ответственность за чужого ребенка легче, чем за своего? Мне всегда хочется спросить, если Вы не доверяете этой тете и этому садику, зачем Вы отдаете туда ребенка? Конечно, начало посещения детского сада – важный этап в Вашей жизни и Вашего ребенка, конечно, этот период достаточно тревожный для любой мамы. Но попробуйте перевести Вашу тревогу в искренний интерес, о том как провел день Ваш малыш. Когда мои дети ходили в детский сад, я никогда не задавала вопросы о том, хорошо ли ели мои девочки и во­время ли они легли спать (почему-то именно это волнует большинство родителей, как будто удовольствие и полезность пребывания детей в саду ограничена только этими факторами). Это совсем не самое важное! Я хотела, чтобы мои дети радо­валась общению, получали удовольствие и познавали что-то новое. Именно это делало нашу разлуку не такой невы­носимой и обоснованной.

 

3. Вас страшит неизвестность. Сделайте все, чтобы ее уменьшить! Познакомьтесь с руководителем, воспитателями, обязательно поговорите с родителями других детей, посмотрите помещения, задайте все интересующие Вас вопросы, даже если они кажутся Вам неуместными. Не стесняйтесь! Вы отдаете самое дорогое, что у Вас есть!

Очень важно понимать, что Вы можете найти общий язык с людьми, которым Вы доверяете своего ребенка,  и если уже сейчас Вы не можете получить ответы на свои вопросы, как в дальнейшем Вы сможете доверять и строить общение с этими людьми? В то же время, грамотные и заинтересованные специалисты обязательно ответят на все Ваши вопросы и аргументируют свою точку зрения.

 

4. Как помочь ребенку.

До начала посещения детского сада: (подготовительный этап необходимо начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад)

·      Необходимо сформировать стереотипы поведения. Режим дома должен максимально (!) совпадать с режимом детского сада. Еда, дневной сон должны проходить так же, как ребенку предстоит это делать в детском саду. Необходимо привить ребенку навыки самостоятельности в одевании и раздевании, посещении туалета, умении занять себя игрушками. Значительные трудности с привыканием возникают у детей, которые делают дома только то, что хотят. Если для ребенка не существует слова «надо», то тогда возникают сплошные трудности со всеми режимными моментами в детском саду.

·      Обязательно надо обеспечить ребенка возможностью общения с другими детьми. Как правило, хуже всего привыкают те дети, которые не умеют играть с другими малышами. Этому можно научиться, гуляя с малышом на детских площадках, приглашая других мам с детьми ненадолго к себе домой.

·      Важно рассказать воспитателям: что и как ребенок любит есть, как засыпает, кто и как его одевает, где и как с ним гуляют, закаливают или нет, как ласково называют, воспитывают строго или балуют, с чем ребенок играет и умеет ли играть сам (в нашем саду мы предлагаем родителям заполнить подробную анкету, а потом приглашаем на собеседование чтобы обсудить все нюансы).

    В начальном периоде посещения детского сада:

·      Маме следует создать положительный образ воспитателя и детского сада: «Какая добрая Лариса! Как ее любят дети! Как здесь много игрушек и всего интересного! Тебя ждут там детки, они хотят подружится с тобой! И т.д. и т.п.»

·      Иногда важно, чтобы в детский сад ребенка приводил папа или брат, какой-то родственник с которым ребенку легче расстаться, чем с мамой. Это может быть связано не только с привязанностью малыша к маме. Часто проблема в том, что мама настолько привязана к малышу, что сама внутренне не может его отпустить. Часто это и является одной из главных причин тяжелой адаптации ребенка. Дорогие мамы! Если Вы считаете, что это злые и плохие люди, то, как можно доверить им своего ребенка? А если Вы выбрали детский сад и отдаете туда ребенка, какой смысл придумывать себе страшные картины, как там ребенку плохо? Все Ваши опасения ребенок считывает с интонации, с выражения лица, с того как вы целуете и обнимаете его на прощанье. Если Вам мерещатся ужасы Вашего собственного детского сада, если Вы чувствуете необъяснимую ревность или другие непонятные или странные чувства, значит, имеет смысл обратиться к специалисту психологу и вместе убрать эти трудности. Этим Вы поможете не только малышу, но и себе. Старайтесь при расставании вести себя спокойно и уверенно, это очень поможет Вашему ребенку.

·      Сделайте все возможное, чтобы не оставлять ребенка сразу на длительное время! Первые расставания должны быть на 1-2 часа, потом 2-3 часа и т.д. Это очень важно!

·      Заранее продумайте ритуал прощания с ребенком. Часто мы советуем сказать малышу, что Вы сходите в магазин и вернетесь. Для ребенка очень важна конкретная, простая и четкая информация (мне надо на работу, у меня дела и т.д. – это все неопределенно и непонятно для малыша). При этом надо действительно вернуться хоть с пакетом кефира, чтобы ребенок видел, что Вы его не обманули, что у Вас была причина, по которой Вы его оставили ненадолго и вернулись.

·      Хорошо бы знать воспитателям какая игрушка, какое занятие может отвлечь ребенка, что ребенок больше всего ожидает от детского сада.

·      В период адаптации очень важно спокойно, размеренно и неторопливо  собираться в детский сад. Помните, что Ваша нервозность обязательно перейдет на малыша, поэтому рассчитайте время так, чтобы Вы не нервничали, не торопились и все успели, это очень важно.  Подумайте о том, что утро задает настроение на весь день! По дороге говорите о приятных вещах, которые ждут ребенка в детском саду.

·      Если ребенок хочет взять с собой любимую игрушку – обязательно надо обсудить с ребенком будет ли он ею делиться, давать посмотреть другим деткам. Если он не готов к этому, может быть будет разумным взять две-три игрушки, одну (самую любимую для себя) , другую для друзей.

·      Если малыш сильно скучает по маме, некоторым детям помогает, когда в шкафчике или в кармашке лежит мамина вещь. Ее можно потрогать и посмотреть. В нашем детском саду в начале мы обычно делаем выставку фотографий, где мамы вместе с детьми летом на отдыхе. Соскучился, побежал-посмотрел на маму. Фотография мамы может лежать и в шкафчике.

·      Некоторые дети боятся, что их оставят в детском саду ночью или навсегда. Некоторые психологи предлагают положить ребенку ключ и сказать, что без ребенка Вы не сможете попасть домой.

·      Если Ваш ребенок заплакал – Вам надо постараться пережить этот момент и оставить ребенка в саду. В противном случае, это приведет к манипуляции Вами. Ребенок очень быстро понимает, что если заплачет – его заберут. Вы удлините адаптацию на неопределенный срок. Гораздо важнее договориться с воспитателем, чтобы Вам позвонили, если ребенок очень долго не сможет успокоиться – Вы его сможете забрать пораньше, чем планировали. Не затягивайте процесс прощания, долгие проводы – лишние слезы! Конечно не следует убегать, но длительное прощание не пойдет на пользу Вашему ребенку, а лишь удлинит период слезотечения.

·      Приводите ребенка в рекомендованное воспитателями время. Именно они могут подсказать, когда именно малышу будет легче влиться в коллектив. Часто родители пренебрегают этими советами и приводят ребенка в неподходящий момент (занятие, общее уже начавшаяся игра и тд и тп), в результате ребенку сложнее влиться и начать действовать вместе с другими детьми.

·      После детского сада хорошо побегать, попрыгать. Подвижные игры снимают напряжение.

·       Дома можно устроить совместное действо (чаепитие, совместная игра и т.д.) Похвалите ребенка за проведенный в детском саду день, расскажите близким, какой он был молодец. Подчеркните хорошее в его поведении, скажите как все были ему рады в детском саду и как все ждут его на следующий день (в этом Вам обязательно должны помочь воспитатели).

·      Пока ребенок привыкает к детскому саду, считается, что не стоит перегружать малыша новой информацией. Возможно, стоит повременить некоторое время с шумными компаниями, походами в общественные места и т. д.

·        В период адаптации очень важно не идти на поводу у ребенка, если он отказывается идти в детский сад, лучше пообещать забрать (и забрать) малыша пораньше.  Также важно не пропускать сад без уважительных причин, так как для ребенка перерыв в несколько дней бывает достаточным, чтобы начать всю адаптацию с самого начала.

·      У любого ребенка как бы ему не нравился детский сад, как бы он не бежал туда вприпрыжку с радостью и желанием, все равно бывают периоды негативизма, когда ему не хочется ходить в садик. Это не значит, что ему там плохо. Мы тоже можем любить свою работу, но это не значит, что мы всегда одинаково охотно туда идем. Всегда можно сделать перерыв и провести целый день с мамой, но желательно это делать, когда период адаптации у Вашего ребенка уже закончился.

·      Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в повторной (пусть более короткой и легкой) адаптации после длительного перерыва. Летние каникулы в восприятии ребенка – это не три месяца, а целая жизнь. Поэтому постарайтесь не оставлять ребенка после каникул сразу на полный день, предоставьте ему возможность все опять вспомнить и заново привыкнуть.

 

Помните, что все то, что нам кажется мелочами, для ребенка имеет важное значение. Неправильная адаптация ребенка часто является причиной возникновения невротических состояний, тиков, страхов и многих проблем, которые могут растянуться на годы. Из своей практики могу сказать, что если последовательно выполнять вышеперечисленные пункты, как правило, этого бывает достаточно для преодоления основных трудностей. Иногда я добавляю рекомендацию – рассказать сказку о кенгуреныше, который стал самостоятельным. Через эту сказку реальная мама передает ребенку мысль о том, что считает его большим и рада его взрослению. Рассказывает, как кенгуренышу трудно было преодолеть свой страх и расстаться с маминой сумкой и как он все-таки смог. Вы всегда можете придумать свою сказку  Удачи Вам и благоприятной адаптации Вашему малышу!